вторник, 2 апреля 2013 г.

Грамматические понятия русского языка


Дидактический материал по теме «Грамматические понятия    русского языка»


Теоретический материал по теме «Грамматика»
    Грамматика – раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).

Грамматические понятия
    Способы создания оценочных значений для различных частей речи.
    Части речи: морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки.
    Строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи).

Словообразование

Способы создания оценочных значений для различных частей речи
Способ образования
Имеет значение в тексте (можно использовать в качестве аргумента)
Примеры
Образование с помощью аффиксации существительных, имеющих уменьшительно-ласкательное значение
в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску
братец, ручка
Образование существительных, имеющих оттенок негативной оценки, с помощью увеличительных суффиксов
в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения, разговорную окраску или выражают негативную оценку
домина,
домище
Образование слов с различной экспрессивной окраской с помощью аффиксации
шутливая окраска
бумаженция, старушенция
собирательные существительные со значением пренебрежения
солдатня, пацаньё
отвлечённые существительные с отрицательным оценочным значением
суетня, кислятина
Образование слов с помощью суффиксов, указывающих на лицо
имеют разговорную окраску или выражают негативную оценку
воображала, кривляка, бородач
Образование прилагательных с помощью суффиксов субъективной оценки
в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску
вертлявый, высоченный
Образование экспрессивных форм числительных с помощью суффиксов
в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску, иногда придают речи фамильярную окраску или выражают сочувствие, иронию, пренебрежение





тысчонка,
миллиончик
Образование экспрессивных форм  местоимений с помощью суффиксов
всяческий, таковский
Образование экспрессивных наречий с помощью аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносятся
рядком, давненько
Образование наречий по типичным только для них словообразовательным моделям
впервой, опосля
Образование глаголов с оценочным значением от местоимений, существительных и прилагательных
якать, базарить, ловчить
Образование сниженных глаголов на -ничать
значение неодобрения, порицания
насмешничать
Образование сниженных глаголов на -ить, -уть
разговорно-просторечная окраска
температурить, тормознуть
Образование глаголов от нейтральных основ с помощью нейтральных аффиксов
сильная экспрессивная окраска
добегаться, подзаработать
Образование междометий и частиц с помощью суффиксов
сильная экспрессивная окраска
баюшки, агушки

Морфология
(род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость)
    Категория рода существительного обладает наибольшими вы­разительными возможностями. Употребление в речи существительных женского, мужского, среднего и общего родов различает­ся:
·        слова среднего рода наиболее употребительны в книжных сти­лях. Слова с продуктивными суффиксами -ние-, -ство- указы­вают на состояния, действия, собирательность;
·        в просторечии формы среднего рода искажаются за счет окон­чаний мужского или женского рода (полотенец, в училищу);
·        существительные мужского рода отличаются отсутствием эмоционально-оценочных значений;
·        личные существительные женского рода имеют разговорную или просторечную окраску, что не позволяет использовать их в официальной обстановке;
·        широко используются продуктивные окказиональные словообра­зовательные модели. К ним относятся разговорные иронические названия (критикесса, директриса), а также окказионализмы с резко сниженной окраской (учителка, воспитателка);
·        существительные общего рода, имеющие значение лица, вы­ражают эмоционально-оценочное значение;
·        сочетание существительных разного грамматического рода, указы­вающих на одно и то же лицо, придает речи комическую окраску;
·        изменение формы рода существительного со значением лица придает речи комическую окраску.
    Использование форм числа существительных характеризуется следующими особенностями:
·        существительные единственного числа могут употребляться в собирательном значении;
·        в определенных контекстах формы множественного числа су­ществительных приобретают эмоциональную, экспрессивную окраску;
·        образное переосмысление форм множественного числа имен собственных является источником речевой экспрессии;
·        переосмысленные географические названия, употребленные во множественном числе, становятся стилистически окрашенными;
·        множественное число отвлеченных существительных подчер­кивает интенсивность действия, силу проявления признака;
·        отвлеченные существительные во множественном числе могут указывать на конкретные проявления качеств, действий;
·        широко используются в публицистическом стиле некоторые отвлеченные существительные во множественном числе (кото­рые ранее использовались только в единственном числе).

Вариантные окончания падежей обладают следующими свойствами:
·        для профессиональной речи характерно использование окон­чаний -а, -я именительного падежа множественного числа су­ществительных (векселя, кителя, вензеля);
·        разговорную окраску имеют некоторые существительные роди­тельного падежа множественного числа (грамм — граммов, но­сок – носков);
·        разговорную или просторечную окраску могут иметь варианты предложного падежа единственного числа существительных мужского рода (в цеху, в хору);
·        устаревшие варианты падежных окончаний могут придавать речи необходимую по замыслу автора окраску.

Имя прилагательное
Имена прилагательные характеризуются следующими особенностями:
·        частотность прилагательных в тексте определяется частотно­стью имен существительных;
·        прилагательные являются источником речевой экспрессии в художественной и публицистической речи;
·        обладают широкими изобразительно-выразительными возмож­ностями;
·        выполняют эстетическую функцию;
·        выполняют информативную функцию.
Употребление прилагательных в различных функциональных сти­лях отличается следующими особенностями:
·        преобладание в научном и официально-деловом стилях отно­сительных прилагательных;
·        обилие качественных прилагательных в художественной речи;
·        широкое использование кратких прилагательных со значением модальности в официально-деловом стиле;
·        в художественной речи прилагательные являются источником речевой экспрессии;
·        прилагательные позволяют в деталях обрисовать внешность персонажа;
·        прилагательные используются для создания психологического портрета персонажа;
·        использование прилагательных-эпитетов при описании пейзажей;
·        отказ от использования прилагательных в художественном тек­сте при описании природы является стилистическим приемом, показывающим ироническое отношение автора к метафориче­скому слогу.
По значению прилагательные делятся на три разряда:
качественные - указывают на качество предмета, явления (яр­кий, тусклый);
относительные -  несут информацию (летний, утренний);
притяжательные - указывают на принадлежность (кошкин дом, пионерский костер).
Качественные прилагательные отличаются следующими признаками:
·        обладают широкими экспрессивными возможностями, так как они имеют оценочное значение;
·        придают речи выразительность и эмоциональность;
·        в переносном значении придает описанию образность;
·        выразительность прилагательных-эпитетов может быть усилена с помощью троп (олицетворения, метонимии, гиперболы, сравнения).
Относительные прилагательные выполняют в речи следующие функции:
·        в прямом значении во всех стилях речи выполняют информа­тивную функцию;
·        в зависимости от контекста относительные прилагательные, имеющие образное значение, могут придавать речи вырази­тельность;
·        переход относительных прилагательных в качественные спо­собствует пополнению стилистических ресурсов языка.
Притяжательные прилагательные имеют следующие особенности:
·        в силу своих грамматических особенностей (отсутствие степе­ней сравнения, форм субъективной оценки; от них не образу­ются наречия) обладают ограниченными стилистическими воз­можностями;
·        придают речи фольклорный оттенок;
·        широко используются притяжательные прилагательные, изменив­шие косвенные падежи по типу полных прилагательных, обра­зованных от имен собственных;
·        притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ин, выступая в роли качественных, придают речи экспрессивную окраску.

Глагол
    Глагол обладает широкими изобразительными возможностями, так как он представляет действие как процесс в грамматических формах времени, лица, наклонения. Для художественной речи характерно широкое использование глаголов, которые выполняют следующие функции:
·        используется для передачи движения при описании окружающего мира и духовной жизни человека;
·        речь, насыщенная глаголами, выразительно передаёт стремительно разворачивающиеся события, создаёт энергию и напряжённость повествования;
·        использование глагола в речи является ярким образным средством;
·        использование целого ряда глаголов детализирует описание;
·        некоторые группы глаголов, обозначающие конкретные действия (красться, метаться, кувыркаться) используются как средство образной конкретизации речи:
1.     для характеристики персонажа выбираются наиболее вырази­тельные глаголы;
2.     при передаче диалога нередко вместо глаголов «говорения» ис­пользуются слова, изображающие действия, которые сопрово­ждают речь;
3.     глаголы часто подвергаются образному переосмыслению за счет широких выразительных возможностей;
·        некоторые глаголы часто используются в переносном значении:
1.     глаголы, характеризующие поведение животных (выть, ску­лить, лаять);
2.     глаголы движения (плыть, ползти, идти);
3.     некоторые глаголы допускают субстантивную замену (любить — относиться с любовью);
4.     преобладание глагольных конструкций над именными в худо­жественной речи придает ей эмоциональность и динамичность.
Использование в речи различных видовых форм глагола харак­теризуется следующими особенностями:
·        глаголы несовершенного вида, обозначающие обобщенно-фактическое действие, указывают на действие, характерное обыч­но для совершенного вида;
·        нейтрализация видового противопоставления способствует об­разному восприятию глагола;
·        нейтрализация видового противопоставления расширяет выра­зительные возможности несовершенного вида;
·        стилистически окрашенными являются глаголы совершенного вида, обозначающие одноактный способ действия с суффик­сом –ану-, имеющие просторечную окраску;
·        разговорный характер свойственен глаголам несовершенного вида, образованным с помощью приставки по- и суффиксов –ва-, -ива- (повизгивать, позевывать);
·        экспрессивной окраской обладают глаголы, обозначающие усилительный способ действия (разоткровенничаться);
·        в повелительном наклонении возможна нейтрализация видово­го противопоставления глаголов (сядь — садись);
·        для выражения совета с помощью сослагательного наклонения используется несовершенный вид.
Временные формы глагола обладают широкими экспрессив­ными возможностями. Использование временных форм в раз­личных стилях характеризуется следующими особенностями:
в научном стиле:
·        используются малоупотребительные значения настоящего вре­мени: настоящее регистрирующее, настоящее предположения;
·        не используется настоящее историческое время;
·        формы прошедшего времени практически не встречаются;
·        для научного стиля характерно использование форм про­шедшего и будущего времени в отвлеченно-обобщенных значениях;
в публицистическом стиле: широко используется настоящее исто­рическое, придающее речи разговорный оттенок и экспрессию;
в художественной речи:
·        активно используются экспрессивные формы настоящего исторического. Также настоящее время нередко употребляет­ся в значении будущего для указания намеченного действия;
·        используются экспрессивные формы прошедшего времени: давнопрошедшее время, прошедшее время, передающее мгновенно-произвольное действие, глагольно-междометные формы внезапно-мгновенного действия (прыг, стук);
·        формы будущего времени в художественной речи, как пра­вило, употребляются в переносном значении, то есть в зна­чении настоящего исторического и абстрактного настоящего.
Использование форм наклонения глагола в различных стилях речи характеризуется следующими особенностями.
·        изъявительное наклонение стилистически нейтрально и широ­ко используется во всех стилях речи;
·        повелительное наклонение в основном используется в разго­ворной речи;
·        в публицистике повелительное наклонение используется для воспроизведения диалога;
·        в научно-популярных текстах повелительное наклонение спо­собствует восприятию текста и усилению внимания;
·        повелительные формы глагола используются в заголовках статей;
·        сослагательное (условное) наклонение широко используется как в разговорной, так и в книжной речи;
·        частица пускай, используемая при образовании форм 3-го лица повелительного наклонения, придает речи разговорную окраску;
·        разговорные частицы (да, же), присоединяемые к формам по­велительного наклонения совершенного вида, придают им от­тенок настойчивости, нетерпения;
·        экспрессивно окрашенным является глагол в повелительной фор­ме 2-го лица единственного числа, обращенный ко многим лицам;
·        повелительное наклонение может обозначать вынужденную не­обходимость действия.
Синтаксис
Использование всех типов простых предложений в речи характе­ризуется следующими особенностями:
определенно-личные предложения:
·        придают речи лаконизм, динамичность;
·        газетным заголовкам – выразительность:
неопределённо-личные предложения:
·        используются в основном в разговорной речи;
·        применяются для акцентирования внимание на действии;
·        в публицистическом стиле придают речи динамизм;
·        в научном стиле используются при описании опытов;
·        в официально-деловом стиле употребляются наряду с без­личными, инфинитивными;
обобщенно-личные предложения:
·        обладают наибольшей экспрессией;
·        в поэтической речи приобретают народнопоэтический от­тенок;
·        в основном используются в разговорном, художественном и публицистическом стилях;
безличные предложения:
·        отличают разнообразие конструкций и их стилистическое применение в речи;
·        для научного стиля характерно частое использование безлич­ных предложений, выражающих различные оттенки должен­ствования, необходимости;
·        придают речи эмоциональность и афористичность;
·        используются преимущественно в разговорном стиле;
·        в художественном стиле придают речи непринужденно-раз­говорную окраску;
·        используются в диалогах и монологах, отличающихся эмо­циональностью;
·        обладают большими изобразительными возможностями;
·        используются в различных описаниях;
·        в зависимости от интонации могут выполнять экспрессив­ную функцию;
·        придают речи динамизм;
·        являются характерной особенностью диалога;
·        употребляются в книжных стилях, особенно - в научном;
·        являются средством придания речи эмоциональности;
·        используются в основном в разговорной речи.

В состав любого предложения входят различные типы словосо­четаний. В пределах словосочетания действует грамматиче­ский порядок слов. Он определяется грамматической природой вступающих в словосочетание слов. Выделяют следующие спо­собы связи внутри словосочетаний:
1.     согласование - вид связи, при котором главное слово требует, чтобы зависимое слово принимало те же грамматические формы, в которых употреблено главное слово;
2.     управление - вид подчинительной связи, при котором главное слово словосочетания требует постановки зависимого слова в оп­ределенном падеже;
3.     примыкание - вид подчинительной связи, при котором смысловые отношения между главным и зависимым словом формально не вы­ражены, так как зависимое слово не имеет форм словоизменения.
В зависимости от типа связи в словосочетании определяется порядок слов.
При согласовании действуют следующие правила установления порядка слов:
·        определения, выраженные местоимениями, стоят перед опре­делениями, выраженными другими частями речи;
·        определительные местоимения предшествуют всем другим ме­стоимениям;
·        определения, выраженные качественными прилагательными, сто­ят перед определениями, выраженными относительными прилага­тельными;
·        если неоднородные определения выражены только относи­тельными прилагательными, то обычно они располагаются в порядке восходящей смысловой градации.
Порядок слов при управлении определяется следующими правилами:
·        если у главного слова несколько зависимых слов, сначала идет слово более обязательное (сильное управление), а затем - менее обязательное (слабое управление);
·        если слово со слабым управлением обозначает лицо, а с силь­ным - предмет, то слово, обозначающее лицо, может стоять перед словом с сильным управлением.
Порядок слов в случае примыкания характеризуется следующими свойствами:
·        примыкающие качественные наречия на -о, -е и наречия меры и степени предшествуют главному слову;
·        другие типы наречий, как правило, следуют за качественными наречиями;
·        примыкающее притяжательное местоимение 3-го лица пред­шествует главному слову.
Порядок слов в предикативном сочетании определяется двумя пра­вилами:
·        строго грамматически подлежащее предшествует сказуемому;
·        в авторских ремарках, разрывающих прямую речь или следую­щих за ней, необходим другой порядок, который определяется смыслом высказывания.







АНТОНИМЫ:
позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их,
помогают высказать мысль с большей точностью,
делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ:
 помогают избежать однообразия изложения,
разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
позволяют всесторонне охарактеризовать образ,
помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание,
позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
позволяют тонко и красочно описывать явления,
способствуют точности и ясности высказывания,
дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:
служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
делают речь яркой и убедительной,
служат для передачи торжественности момента,
служат для воссоздания исторической обстановки,
служат средством речевой характеристики персонажа,
используются для создания комического эффекта, иронии;
помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
подчёркивают достоверность сказанного,
служат названиями реалий прошлых лет.

 ДИАЛЕКТИЗМЫ:
помогают передать местный колорит, особенности речи героев.

СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
служат для обозначения предметов, признаков, действий.

СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
выступают как одно из средств выразительности речи.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:
используется писателями как языковая основа произведения,
употребляется в любых условиях общения,
служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:
создаёт стилистическую окраску слова,
 одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
используется для словесной характеристики героя.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:
помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,
служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

КНИЖНЫЕ СЛОВА:
позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему, 
служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
служат речевой характеристикой персонажей.

ЭПИТЕТЫ:
усиливают выразительность, образность языка произведения;
придают художественную, поэтическую яркость речи;
обогащают содержание высказывания;
выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
создают живое представление о предмете;
оценивают предмет или явление;
вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
  
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
характеризуют все стороны жизни человека.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:
помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
 средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
средство передачи монотонности и однообразия действий,
повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,
средство выражения многократности или длительности действия.




ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

помогают перечислить действия героев;
позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;
конкретизируют признак предмета.


2. ОБРАЩЕНИЕ

называет собеседника, того, к кому  (звательная функция): Лена, дай мне одну краску.
выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша, ...
раскрывает авторское представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая, ...


3. ВВОДНЫЕ СЛОВА
выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.):   конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др.
Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.):  к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.
указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.
указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др.   Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.
указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.
указывают на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. 
используются также  для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти.


4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.
помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;
помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...)


5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 
помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев.
помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи: Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу.

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
поясняют или уточняют нарицательное существительное;
помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.


6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
выражают добавочное действие к основному;
помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;
помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы.
помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно.
помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть.
помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.
помогают автору сказать об условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов.
помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?
помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел.


7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;
помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки.


8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка...


9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словами: Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства...
помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили.


10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.
ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.
ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка...


11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо.
СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.
СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.
СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть.
СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос...
СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили.

12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

помогают автору показать одновременно происходящие события:  Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше.
помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части:  Наконец мы дождались: позвонил папа.
помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части:  Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
помогают автору противопоставить два события:  Лето припасает - зима поедает.
помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части:  Кончил дело - гуляй смело.
помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части:  Посеешь ветер - пожнёшь бурю.
помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части:  Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.
помогают автору передать быструю смену событий:  Раздался выстрел - зверь упал.
помогают автору сравнить события:   Скажет слово - соловей поёт.





Используемая литература

1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2002
2. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э.Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008
3. Столярова, Е.А. Стилистика русского языка (конспект лекций)/ Е.А.Столярова, - М.: ООО «Приор-издат», 2006



2 комментария:

  1. Спасибо большое за информацию! Она поможет мне на экзамене!

    ОтветитьУдалить