Дидактический материал по теме
«Грамматические понятия русского языка»
Теоретический материал по теме
«Грамматика»
Грамматика – раздел лингвистики,
занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).
Грамматические
понятия
Способы
создания оценочных значений для различных частей речи.
Части
речи: морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид,
наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки.
Строение и
значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены
предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы
передачи чужой речи).
Словообразование
Способы
создания оценочных значений для различных частей речи
|
||
Способ образования
|
Имеет значение в тексте (можно использовать в
качестве аргумента)
|
Примеры
|
Образование с помощью
аффиксации существительных, имеющих уменьшительно-ласкательное значение
|
в зависимости от контекста
слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску
|
братец, ручка
|
Образование
существительных, имеющих оттенок негативной оценки, с помощью увеличительных
суффиксов
|
в зависимости от контекста
слова могут приобретать различные оценочные значения, разговорную окраску или
выражают негативную оценку
|
домина,
домище
|
Образование слов с
различной экспрессивной окраской с помощью аффиксации
|
шутливая окраска
|
бумаженция, старушенция
|
собирательные
существительные со значением пренебрежения
|
солдатня, пацаньё
|
|
отвлечённые существительные
с отрицательным оценочным значением
|
суетня, кислятина
|
|
Образование слов с помощью
суффиксов, указывающих на лицо
|
имеют разговорную окраску
или выражают негативную оценку
|
воображала, кривляка,
бородач
|
Образование прилагательных
с помощью суффиксов субъективной оценки
|
в зависимости от контекста
слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску
|
вертлявый, высоченный
|
Образование экспрессивных
форм числительных с помощью суффиксов
|
в зависимости от контекста
слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску,
иногда придают речи фамильярную окраску или выражают сочувствие, иронию,
пренебрежение
|
тысчонка,
миллиончик
|
Образование экспрессивных
форм местоимений с помощью суффиксов
|
всяческий, таковский
|
|
Образование экспрессивных
наречий с помощью аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносятся
|
рядком, давненько
|
|
Образование наречий по
типичным только для них словообразовательным моделям
|
впервой, опосля
|
|
Образование глаголов с
оценочным значением от местоимений, существительных и прилагательных
|
якать, базарить, ловчить
|
|
Образование сниженных
глаголов на -ничать
|
значение неодобрения,
порицания
|
насмешничать
|
Образование сниженных
глаголов на -ить, -уть
|
разговорно-просторечная
окраска
|
температурить, тормознуть
|
Образование глаголов от
нейтральных основ с помощью нейтральных аффиксов
|
сильная экспрессивная
окраска
|
добегаться, подзаработать
|
Образование междометий и
частиц с помощью суффиксов
|
сильная экспрессивная
окраска
|
баюшки, агушки
|
Морфология
(род, число, падеж, разряды,
время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость)
Категория рода существительного
обладает наибольшими выразительными возможностями. Употребление
в речи существительных женского,
мужского, среднего и общего родов различается:
·
слова среднего
рода наиболее употребительны в книжных стилях. Слова с продуктивными
суффиксами -ние-, -ство- указывают на состояния,
действия, собирательность;
·
в просторечии
формы среднего рода искажаются за счет окончаний мужского или женского рода (полотенец, в училищу);
·
существительные
мужского рода отличаются отсутствием эмоционально-оценочных значений;
·
личные
существительные женского рода имеют разговорную или просторечную окраску, что
не позволяет использовать их в официальной обстановке;
·
широко используются
продуктивные окказиональные словообразовательные модели. К ним относятся
разговорные иронические названия (критикесса, директриса),
а также окказионализмы с резко сниженной окраской (учителка,
воспитателка);
·
существительные
общего рода, имеющие значение лица, выражают эмоционально-оценочное значение;
·
сочетание
существительных разного грамматического рода, указывающих на одно и то же
лицо, придает речи комическую окраску;
·
изменение формы
рода существительного со значением лица придает речи комическую окраску.
Использование форм числа
существительных характеризуется следующими особенностями:
·
существительные
единственного числа могут употребляться в собирательном значении;
·
в определенных
контекстах формы множественного числа существительных приобретают
эмоциональную, экспрессивную окраску;
·
образное
переосмысление форм множественного числа имен собственных является источником
речевой экспрессии;
·
переосмысленные
географические названия, употребленные во множественном числе, становятся
стилистически окрашенными;
·
множественное
число отвлеченных существительных подчеркивает интенсивность действия, силу
проявления признака;
·
отвлеченные
существительные во множественном числе могут указывать на конкретные проявления
качеств, действий;
·
широко
используются в публицистическом стиле некоторые отвлеченные существительные во
множественном числе (которые ранее использовались только в единственном
числе).
Вариантные окончания падежей обладают следующими свойствами:
·
для
профессиональной речи характерно использование окончаний -а, -я именительного падежа множественного числа существительных
(векселя,
кителя, вензеля);
·
разговорную
окраску имеют некоторые существительные родительного падежа множественного
числа
(грамм — граммов, носок – носков);
·
разговорную или просторечную
окраску могут иметь варианты предложного падежа единственного числа
существительных мужского рода (в цеху, в хору);
·
устаревшие
варианты падежных окончаний могут придавать речи необходимую по замыслу автора
окраску.
Имя прилагательное
Имена прилагательные характеризуются
следующими особенностями:
·
частотность
прилагательных в тексте определяется частотностью имен существительных;
·
прилагательные
являются источником речевой экспрессии в художественной и публицистической
речи;
·
обладают широкими
изобразительно-выразительными возможностями;
·
выполняют
эстетическую функцию;
·
выполняют
информативную функцию.
Употребление прилагательных в
различных функциональных стилях отличается следующими особенностями:
·
преобладание в
научном и официально-деловом стилях относительных прилагательных;
·
обилие
качественных прилагательных в художественной речи;
·
широкое
использование кратких прилагательных со значением модальности в
официально-деловом стиле;
·
в художественной
речи прилагательные являются источником речевой экспрессии;
·
прилагательные
позволяют в деталях обрисовать внешность персонажа;
·
прилагательные
используются для создания психологического портрета персонажа;
·
использование
прилагательных-эпитетов при описании пейзажей;
·
отказ от
использования прилагательных в художественном тексте при описании природы
является стилистическим приемом, показывающим ироническое отношение автора к
метафорическому слогу.
По значению прилагательные делятся
на три разряда:
качественные - указывают на качество предмета, явления
(яркий, тусклый);
относительные - несут информацию (летний, утренний);
притяжательные - указывают на принадлежность (кошкин дом, пионерский костер).
Качественные прилагательные отличаются следующими признаками:
·
обладают широкими
экспрессивными возможностями, так как они имеют оценочное значение;
·
придают речи
выразительность и эмоциональность;
·
в переносном
значении придает описанию образность;
·
выразительность
прилагательных-эпитетов может быть усилена с помощью троп (олицетворения,
метонимии, гиперболы, сравнения).
Относительные прилагательные выполняют в речи следующие функции:
·
в прямом значении
во всех стилях речи выполняют информативную функцию;
·
в зависимости от
контекста относительные прилагательные, имеющие образное значение, могут
придавать речи выразительность;
·
переход
относительных прилагательных в качественные способствует пополнению
стилистических ресурсов языка.
Притяжательные прилагательные имеют следующие особенности:
·
в силу своих
грамматических особенностей (отсутствие степеней сравнения, форм субъективной
оценки; от них не образуются наречия) обладают ограниченными стилистическими
возможностями;
·
придают речи
фольклорный оттенок;
·
широко
используются притяжательные прилагательные, изменившие косвенные падежи по
типу полных прилагательных, образованных от имен собственных;
·
притяжательные
прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ин, выступая в роли
качественных, придают речи экспрессивную окраску.
Глагол
Глагол обладает широкими
изобразительными возможностями, так как он представляет действие как процесс в
грамматических формах времени, лица, наклонения. Для художественной речи
характерно широкое использование глаголов, которые выполняют следующие функции:
·
используется для
передачи движения при описании окружающего мира и духовной жизни человека;
·
речь, насыщенная
глаголами, выразительно передаёт стремительно разворачивающиеся события,
создаёт энергию и напряжённость повествования;
·
использование
глагола в речи является ярким образным средством;
·
использование
целого ряда глаголов детализирует описание;
·
некоторые группы
глаголов, обозначающие конкретные действия (красться, метаться, кувыркаться) используются как средство образной конкретизации речи:
1. для характеристики персонажа выбираются наиболее
выразительные глаголы;
2. при передаче диалога нередко вместо глаголов
«говорения» используются слова, изображающие действия, которые сопровождают
речь;
3. глаголы часто подвергаются образному переосмыслению за
счет широких выразительных возможностей;
·
некоторые глаголы часто используются в переносном значении:
1.
глаголы,
характеризующие поведение животных (выть, скулить, лаять);
2.
глаголы
движения (плыть, ползти, идти);
3. некоторые глаголы допускают субстантивную замену (любить — относиться с любовью);
4. преобладание глагольных конструкций над именными в
художественной речи придает ей эмоциональность и динамичность.
Использование в речи различных видовых форм глагола характеризуется
следующими особенностями:
·
глаголы
несовершенного вида, обозначающие обобщенно-фактическое действие, указывают на
действие, характерное обычно для совершенного вида;
·
нейтрализация
видового противопоставления способствует образному восприятию глагола;
·
нейтрализация
видового противопоставления расширяет выразительные возможности несовершенного
вида;
·
стилистически
окрашенными являются глаголы совершенного вида, обозначающие одноактный способ
действия с суффиксом –ану-, имеющие просторечную окраску;
·
разговорный
характер свойственен глаголам несовершенного вида, образованным с помощью
приставки по- и суффиксов –ва-, -ива- (повизгивать, позевывать);
·
экспрессивной
окраской обладают глаголы, обозначающие усилительный способ действия
(разоткровенничаться);
·
в повелительном
наклонении возможна нейтрализация видового противопоставления глаголов (сядь
— садись);
·
для выражения
совета с помощью сослагательного наклонения используется несовершенный вид.
Временные формы глагола обладают
широкими экспрессивными возможностями. Использование временных форм в различных стилях
характеризуется следующими особенностями:
в научном стиле:
·
используются
малоупотребительные значения настоящего времени: настоящее регистрирующее,
настоящее предположения;
·
не используется
настоящее историческое время;
·
формы прошедшего
времени практически не встречаются;
·
для научного
стиля характерно использование форм прошедшего и будущего времени в
отвлеченно-обобщенных значениях;
в публицистическом стиле: широко
используется настоящее историческое, придающее речи разговорный оттенок и
экспрессию;
в художественной речи:
·
активно
используются экспрессивные формы настоящего исторического. Также настоящее
время нередко употребляется в значении будущего для указания намеченного
действия;
·
используются
экспрессивные формы прошедшего времени: давнопрошедшее время, прошедшее время,
передающее мгновенно-произвольное действие, глагольно-междометные формы
внезапно-мгновенного действия (прыг, стук);
·
формы будущего
времени в художественной речи, как правило, употребляются в переносном
значении, то есть в значении настоящего исторического и абстрактного
настоящего.
Использование форм наклонения глагола в различных стилях
речи характеризуется следующими особенностями.
·
изъявительное
наклонение стилистически нейтрально и широко используется во всех стилях речи;
·
повелительное
наклонение в основном используется в разговорной речи;
·
в публицистике
повелительное наклонение используется для воспроизведения диалога;
·
в
научно-популярных текстах повелительное наклонение способствует восприятию
текста и усилению внимания;
·
повелительные
формы глагола используются в заголовках статей;
·
сослагательное
(условное) наклонение широко используется как в разговорной, так и в книжной
речи;
·
частица пускай, используемая при образовании форм 3-го лица
повелительного наклонения, придает речи разговорную окраску;
·
разговорные
частицы (да, же), присоединяемые к формам повелительного
наклонения совершенного вида, придают им оттенок настойчивости, нетерпения;
·
экспрессивно
окрашенным является глагол в повелительной форме 2-го лица единственного
числа, обращенный ко многим лицам;
·
повелительное
наклонение может обозначать вынужденную необходимость действия.
Синтаксис
Использование всех типов простых предложений в речи характеризуется
следующими особенностями:
определенно-личные предложения:
·
придают речи
лаконизм, динамичность;
·
газетным
заголовкам – выразительность:
неопределённо-личные предложения:
·
используются в
основном в разговорной речи;
·
применяются для
акцентирования внимание на действии;
·
в
публицистическом стиле придают речи динамизм;
·
в научном стиле
используются при описании опытов;
·
в
официально-деловом стиле употребляются наряду с безличными, инфинитивными;
обобщенно-личные предложения:
·
обладают
наибольшей экспрессией;
·
в поэтической
речи приобретают народнопоэтический оттенок;
·
в основном
используются в разговорном, художественном и публицистическом стилях;
безличные предложения:
·
отличают
разнообразие конструкций и их стилистическое применение в речи;
·
для научного
стиля характерно частое использование безличных предложений, выражающих
различные оттенки долженствования, необходимости;
·
придают речи
эмоциональность и афористичность;
·
используются
преимущественно в разговорном стиле;
·
в художественном
стиле придают речи непринужденно-разговорную окраску;
·
используются в
диалогах и монологах, отличающихся эмоциональностью;
·
обладают большими
изобразительными возможностями;
·
используются в
различных описаниях;
·
в зависимости от
интонации могут выполнять экспрессивную функцию;
·
придают речи
динамизм;
·
являются
характерной особенностью диалога;
·
употребляются в
книжных стилях, особенно - в научном;
·
являются
средством придания речи эмоциональности;
·
используются в
основном в разговорной речи.
В
состав любого предложения входят различные типы словосочетаний. В пределах словосочетания действует грамматический
порядок слов. Он определяется грамматической природой
вступающих в словосочетание слов. Выделяют следующие способы связи внутри
словосочетаний:
1. согласование - вид связи, при котором
главное слово требует, чтобы зависимое слово принимало те же грамматические
формы, в которых употреблено главное слово;
2. управление - вид подчинительной
связи, при котором главное слово словосочетания требует
постановки зависимого слова в определенном падеже;
3. примыкание -
вид подчинительной связи, при
котором смысловые отношения между главным и зависимым
словом формально не выражены,
так как зависимое слово не имеет форм словоизменения.
В
зависимости от типа связи в словосочетании определяется порядок слов.
При согласовании действуют следующие
правила установления порядка слов:
·
определения,
выраженные местоимениями, стоят перед определениями, выраженными другими
частями речи;
·
определительные
местоимения предшествуют всем другим местоимениям;
·
определения,
выраженные качественными прилагательными, стоят перед определениями,
выраженными относительными прилагательными;
·
если неоднородные
определения выражены только относительными прилагательными, то обычно они
располагаются в порядке восходящей смысловой градации.
Порядок слов при управлении
определяется следующими правилами:
·
если у главного
слова несколько зависимых слов, сначала идет слово более обязательное (сильное управление), а затем - менее обязательное
(слабое управление);
·
если слово со
слабым управлением обозначает лицо, а с сильным - предмет,
то слово, обозначающее лицо, может стоять перед словом с сильным управлением.
Порядок слов в случае примыкания
характеризуется следующими свойствами:
·
примыкающие
качественные наречия на -о, -е и наречия меры и степени предшествуют главному
слову;
·
другие типы
наречий, как правило, следуют за качественными наречиями;
·
примыкающее
притяжательное местоимение 3-го лица предшествует главному слову.
Порядок слов в предикативном
сочетании определяется двумя правилами:
·
строго грамматически подлежащее предшествует сказуемому;
·
в авторских
ремарках, разрывающих прямую речь или следующих за ней, необходим другой
порядок, который определяется смыслом высказывания.
АНТОНИМЫ:
позволяют увидеть, что в
жизни есть контрасты, подчёркивают их,
помогают высказать мысль с
большей точностью,
делают речь яркой и
убедительной.
СИНОНИМЫ:
помогают избежать однообразия изложения,
разнообразят нашу речь, делая
её живой и выразительной,
позволяют всесторонне
охарактеризовать образ,
помогают с максимальной
точностью и полнотой передать содержание,
позволяют выразить самые
тонкие смысловые оттенки,
позволяют тонко и красочно
описывать явления,
способствуют точности и
ясности высказывания,
дают возможность выразить
различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:
служат для передачи точного
смысла в письменной и устной речи,
делают речь яркой и
убедительной,
служат для передачи
торжественности момента,
служат для воссоздания
исторической обстановки,
служат средством речевой
характеристики персонажа,
используются для создания
комического эффекта, иронии;
помогают автору убедить
читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
подчёркивают достоверность
сказанного,
служат названиями реалий
прошлых лет.
ДИАЛЕКТИЗМЫ:
помогают передать местный
колорит, особенности речи героев.
СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
служат для обозначения
предметов, признаков, действий.
СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
выступают как одно из средств
выразительности речи.
СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ
ЛЕКСИКА:
используется писателями как
языковая основа произведения,
употребляется в любых
условиях общения,
служит бесстрастному,
объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и
отношений между ними.
РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ
ЛЕКСИКА:
создаёт стилистическую
окраску слова,
одна из отличительных черт разговорной лексики
- конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
используется для словесной
характеристики героя.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:
помогают понять, о какой
профессии идёт речь в предложенном тексте,
служат для обозначения
различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой
продукции и т.п.,
служат для создания
достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
служат для убеждения
оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий,
убедительный аргумент.
КНИЖНЫЕ СЛОВА:
позволяют автору обратить
внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности,
убедить в необходимости желаемого поведения,
помогают писателю подчеркнуть
и обсудить общественно-важную проблему,
служат для создания полноты
картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
служат речевой
характеристикой персонажей.
ЭПИТЕТЫ:
усиливают выразительность,
образность языка произведения;
придают художественную,
поэтическую яркость речи;
обогащают содержание
высказывания;
выделяют характерную черту
или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
создают живое представление о
предмете;
оценивают предмет или
явление;
вызывают определённое
эмоциональное отношение к ним;
помогают увидеть авторское
отношение к окружающему миру.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
придают речи особую
выразительность, образность, эмоциональность, точность,
характеризуют все стороны
жизни человека.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:
помогает подчеркнуть,
выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
средство придания ясности высказыванию,
помогающее избежать туманности изложения,
средство передачи
монотонности и однообразия действий,
повторение слов способствует
большей силе высказывания, большей напряженности повествования,
средство выражения
многократности или длительности действия.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
помогают перечислить действия
героев;
позволяют увидеть
одновременные, последовательные действия предмета;
конкретизируют признак
предмета.
2. ОБРАЩЕНИЕ
называет собеседника, того, к
кому (звательная функция): Лена, дай мне
одну краску.
выражает к нему определённое
отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ,
бесценная наша, ...
раскрывает авторское
представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
в лирике выполняет
изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста:
"Куда бежишь, тропинка милая, ...
3. ВВОДНЫЕ СЛОВА
выражают оценку говорящим
степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение,
неуверенность и т.п.): конечно,
несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по
всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть,
должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др.
Горный воздух, без всякого
сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
выражают чувства говорящего
(радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к
сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к
досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к
несчастью, в это время подвернулся губернатор.
указывают на связь мыслей,
последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с
другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности,
кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так,
таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а,
напротив, была неперестающей службой.
указывают на приемы и способы
оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе
говоря, так сказать, другими словами и др.
Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного
зрелища.
указывают на экспрессивный
характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по
правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По
правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.
указывают на источник
сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям,
по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как
известно и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня
пути.
используются также для привлечения внимания собеседника к
сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь
(ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите
себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните
(ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др.
Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти.
4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
помогают конкретизировать
определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших
здоровьем, мама считала жестокими.
помогают автору полнее раскрыть
отличительные свойства предмета;
помогают автору
"сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание,
которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата
играли на камнях... (сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на
камнях...)
5. ОБОСОБЛЕННЫЕ
НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
помогают автору ярко,
многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами,
с шумом трамваев.
помогают автору дополнить и
усилить картину, установить причинно-следственные связи: Степан, в рваной
телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу.
5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
поясняют или уточняют
нарицательное существительное;
помогают автору уточнить,
кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А
когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец,
стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.
6. ОБОСОБЛЕННЫЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
выражают добавочное действие
к основному;
помогают автору уточнить
основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;
помогают автору выделить
качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва
сдерживая слёзы.
помогают автору обозначить
цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий
сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
помогают автору
конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что
делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно.
помогают автору
конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это
задание дала маме её совесть.
помогают автору обозначить
условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того
не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским
вопросам, но и с другими просьбами.
помогают автору сказать об
условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно
в кустах - это олень Песчаных холмов.
помогают автору точнее
сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в
Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть,
как это часто бывает, а на самом деле?
помогают автору сравнить одно
с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно
факел.
7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
несут значение исключения, то
есть выполняют ограничительную функцию;
помогают автору внести в
предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме
Таборки.
8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
помогают автору
конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом
этаже, болел парнишка...
9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
помогают автору обозначить
одно и то же понятие другими словами: Как же могла она, мать и жена, не ходить
в палаты после дежурства...
помогают автору внести
дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек
десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили.
10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ССП с противительными союзами
А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие
противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не
остался.
ССП с соединительными союзами
И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору
показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре
показалось море.
ССП с разделительными союзами
ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование
событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка...
11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СПП с придаточным
изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен
немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили
напрасно, что всё будет хорошо.
СПП с придаточным
определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной
части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.
СПП с придаточным времени
помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не
очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.
СПП с придаточным цели
помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной
части: Она ела для того, чтобы не умереть.
СПП с придаточным причины
помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной
части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень
слабый голос...
СПП с придаточным условия помогают
автору указать на условие, при котором действие в главной части станет
возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы
мир в магазин превратили.
12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
помогают автору показать
одновременно происходящие события:
Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по
крыше.
помогают автору пояснить
смысл сказуемого из первой части:
Наконец мы дождались: позвонил папа.
помогают автору указать на
причину того, о чём говорится в первой части:
Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
помогают автору дополнить то,
о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и
прямая честь.
помогают автору
противопоставить два события: Лето
припасает - зима поедает.
помогают автору уточнить, в
какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй
части: Кончил дело - гуляй смело.
помогают автору указать на
условие, при котором совершается действие во второй части: Посеешь ветер - пожнёшь бурю.
помогают автору сделать вывод
из того, о чём говорится в первой части:
Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.
помогают автору передать
быструю смену событий: Раздался выстрел
- зверь упал.
помогают автору сравнить
события: Скажет слово - соловей поёт.
Используемая литература
1.
Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник.
Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь,
М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2002
2.
Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/
Д.Э.Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и
образование», 2008
3.
Столярова, Е.А. Стилистика русского языка (конспект лекций)/ Е.А.Столярова, -
М.: ООО «Приор-издат», 2006
Спасибо большое за информацию! Она поможет мне на экзамене!
ОтветитьУдалитьПожалуйста, Аня! Успехов!
Удалить